Главная
Регистрация
Вход
Пятница
22.11.2024
00:27
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [256]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2406]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Храм Бориса и Глеба города Владимира

Храм Бориса и Глеба города Владимира

Борисоглебский монастырь

Храм с монастырем возник на предполагаемом месте палат Всеволода III. В 1389 г. в уставной грамоте Великого Князя Василия II Дмитриевича упоминается неизвестный Борисоглебский монастырь.

Храм Бориса и Глеба


Борисоглебская церковь

Город Владимир, ул. Большая Московская (парк «Липки»).


Храм Бориса и Глеба (слева) и Николо-Кремлевская церковь (справа)

По дозору Григорья Житова 7128 (1620) г. «церковь в Владимире свв. Мученик Бориса и Глеба внутри (в) городе; дани с нея было 15 алтын с деньгою, да наместничьих и заезда гривна».
В 1626 г. есть упоминание о храме в описной книге Владимирского Кремля: «храм Бориса и Глеба древян-клецки с трапезою, а в нем двери царские и деисусы и образы и книги и свечи и сосуды церковные и колокола и всякое церковное строение мирское».
В 1672 г. Борисоглебская церковь, как видно из надписи на хранящемся в церкви напрестольном кресте, названа «ружною», т.е. бесприходной (а это название говорит о том, что прежде при ней был монастырь). «Лета … (1672) году сiи зделан крест града Владимера в ружноi церкви Бориса и Глеба». Вероятно, когда монастырь был упразднен, бывшие владения при нем поступили в ведение другого монастыря, как это нередко бывало, а церковь для содержания священно-церковно-служителей пользовалась от того монастыря «ругою». Руга – оклад денежный или хлебный, выдаваемый от Государя священно и церковно-служителям вместо жалованья годового за их службу. И церкви, в которых они служили, назывались «ружныя» для различия от приходских церквей, в которых причт состоит на содержании своих прихожан. Духовенство церкви свв. Бориса и Глеба пользовалось особенным благоволением патриархов, как видно из книг ружных церквей. Так по книге 7207 (1699) г. отмечено: «Троицкому, Вознесенскому и Борисоглебскому 3 попам по 25 алтын, на воск по 6 алтын по 4 деньги, попом же ржи по 2 чети с осминою и по пол 2 четверика, овса по тому ж человеку, да к тем же церквам на просфоры ржи пол чети и по пол. 2 четверика к церкви, итого 3 чети пол 5 четверика по 2 алт. четь, итого 32 алтына 1 деньга».
В 1699 г. по указу Петра Алексеевича руга для некоторых церквей города Москвы, как например, Космодамиановской на Покровке, Петроверигской, была отменена, а «кормитца причту повелено прихожаны», возможно, что около этого времени причт и Борисоглебской церкви был лишен Государева жалованья и пользовался только добровольными даяниями за требы и разные церковные священнодействия.
200 (1692) г. июля 4 по указу святейшего патриарха и по благословенной грамоте дан антиминс града Владимера к церкви Бориса и Глеба, взял антиминс Воскресенской дьякон Степан и расписался.
В нач. XVIII века Борисоглебская церковь значится уже приходской, а не ружной. В переписных книгах она значится: «В кремле было в то время 2 собора Успенский и Дмитриевский; один мужеский монастырь Рождественский и в кремле же 3 приходския церкви» (Троицкая, Никольская и Борисоглебская). При церкви св. благоверных князей Бориса и Глеба было в то время поповских, диаконских, дьячковских и пономарских дворов 3 и бобылей 1.
При церкви Бориса и Глеба 1710 г. поп Трифон Владимиров сын его дьякон Иван, дьячок Яков Михайлов вдов, 1716 г. вдовой поп Трифон Влад., умершего попа Ивана сын Алексей.
1 октября 1719 г. в 8 часов ночи во Владимире произошел пожар в «Царицыне слободе подле Земской избы и Гостина двора у вдовы Федосьи Тимофеевой дочери Леонтьевской жены Исаевской». Деревянная Борисоглебская церковь во время этого пожара сгорела вместе с другими церквями.
1720 г. июня в день церкви Бориса и Глеба прихожанин Федор Герасимов в поданном в патр. казен. приказ прошении писал: «в прошлом 1719 г. октября против 1 числа в ночи учинился в Володимире пожар и от того наша приходская церковь во имя Бориса и Глеба сгорела, а ныне тоеж нашей приходской церкви прихожанин Григорий Мыльников обещает нам жилые свои горницы на теплую церковь во имя св. ап. Петра и Павла, а надлежит к тем жилым горницам прирубить олтарь», и просил на теплую церковь во имя св. ап. Петра и Павла вышепомянутые жилые горницы свести и алтарь прирубить и освятить Владимирского Рождественского монастыря архимандриту Гедеону и о том к нему послать указ. Подписано: «1720 г. июня в 15 день дать благословенная грамота, а велеть прирубить олтарь по указу».
1720 г. июня 16 запечатан указ о строении церкви по челобитью гор. Владимира церкви Бориса и Глеба прихожанина Федора Герасимова велено по поступке тоеж церкви прихожанина Григорья Мыльникова из горниц перевещи те горницы во Владимир и на Борисоглебском погорелом церковном месте прирубя алтарь и построить вновь деревянную теплую церковь во имя св. верховных апостол Петра и Павла, пошлин гривна.
Теплая церковь во имя Апостолов Петра и Павла была выстроена на погорелом месте в 1720 г.
По благословению Иосифа, архиепископа Московского и Владимирского была выдана благословенная грамота в 1743 г. на построение Борисоглебской гор. Владимира церкви. В 1743 г. 13 мая указом из Московской дух. дикастерии велено было «вместо сгоревшей в 1719 г. 1 окт. деревянной во имя благ. Князей Бориса и Глеба построить вновь каменную церковь во имя онаго же храма с приделом Благовещения Пресвятыя Богородицы».
В Топографическом описании провинциального города Владимира 1750 года указана церковь свв. великих князей Бориса и Глеба и при ней теплая церковь во имя свв. Апостолов Петра и Павла.


План г. Владимира, составленный в XVIII веке

К 1755 г. постройка храма была завершена и 24 сентября 1755 г., по благословению Еп. Владимирского и Ярополчского Платона, Борисоглебский храм был освящен Цареконстантиновским архимандритом Товиею. Старая деревянная Борисоглебская церковь, по освящении новой каменной, была продана и перевезена в с. Брутовское, Владимирского уезда.
Опись св. предметов Борисоглебской церкви гор. Владимира 1755 г.:
«Вышеозначенная новопостроенная настоящая каменная церковь построена по подобию прочиих святых Божиих церквей, покрыта тесом; трех осмериковая глава обита черепицей зеленой; на ней крест железный четвероконечный позлащен.
Внутрь опой церкви.
Царские врата столярные во фламе резные, позолоченные. На них образ Богоматери и Архангела Гавриила и четыре Евангелиста; на них венцы серебряные чеканные, позолоченные; к оным царским вратам изготовлена завеса стамедная, алая, на ней крест ленты голубой.
Над царскими враты сень; на ней образ Господень Вечери Тайныя; вокруг образа резь позолочена.
По правую сторону царских врат в иконостасе резном образ Всемилостивого Спаса; венец и цата серебряные, чеканные позлащены.
Образ святых верховных апостолов Петра и Павла; на верх их Спасителев образ; венцы на них чеканные серебряные, золоченые.
Образ святых благоверных князей Бориса и Глеба и благоверного князя Владимира; на них венцы и цаты серебряные, чеканные позолочены; в тех венцах по три камешка; поля обложены басебным окладом — позлащены.
По левую сторону в иконостасех в начале образ Богоматери Иверской с Предвечным Младенцем; на них венцы чеканные, серебряные, золоченые; убрус низан жемчугом и камением; у Предвечного Младенца на ручках низано жемчугом же; у оного образа завеса тафтяная полосатая.
Образ Распятия Господня резной; вокруг его страсти Господни; писан краски на дске.
При вышеозначенных же святых образах в нижнем ярусе между ими столпы резные.
Пред оными образами имеются лампады медны.
На алтарных северных дверях образ Архангела Михаила.
Во втором ярусе на четырнадцати образах писаны страсти Господни на красках.
В третьем верхнем ярусе образ Спасителев и при нем предстоящие образы Богоматери, Иоанна Предтечи и архангелы и двунадесяти апостолов; на оных образах венцы медные золочены.
Над Спасителевым образом в резном малом кругу написано «отечество».
На правом клиросе образ Живоначальной Троицы; венцы на нем медные позолоченные.
На левом клиросе образ Воскресении Христова; на нем венец с сиянием серебряный, вызолоченный в иконостасе.
Хоругвь писана на полотне: на первой стране образа Благовещения Богородицы; на второй благоверных князей Бориса и Глеба.
Во алтаре на престоле изготовлена срачица полотняная белая; верхнее одеяние тафтяное желтое; в средине крест галуна канительнаго белого.
Покров тафтяный желтый; на нем крест капительный белый.
На жертвеннике одеяние стамедное красное на подкладке. Запрестольный крест Распятие Господне.
На престоле Ковчег оловянный, в котором святые запасные дары хранятся.
Сосуды оловянные, дискос, звезда, лжица, два блюдца, копие.
Евангелие напрестольное, на нем Распятие Господне, евангелие серебряное.
Крест животворящий серебряный, позолочен, со святыми мощами.
Кадило серебряное.
Укропник медный.
Ковшичек медный.
А прочему что чего в всякой церковной ризнице имеется, о том значит в прежде учиненной и в консисторию поданной описи».
Когда устроена колокольня, находившаяся при храме, неизвестно. По всей вероятности, одновременно с храмом.

Из «межевых книг и планов» конца XVII века видно, что Борисоглебская церковь с давних пор владела значительным количеством земли. По плану от 4 сентября 1769 г., числится за церковью «пожня в Ямских дачах на 4 дес. 1698 кв. саж.», а по другому плану от 8 июня 1770 г. значится «усадебная земля за рекою Лыбедью на 968 кв. саж.»; но этой землей церковь не пользовалась, так как ею издавна завладели горожане.

1. Староста (ктитор) храма Павел Алексеев сын Луковников, Владимирский мещанин (1783).
В 1789 г., во время опустошительного июльского (28 числа) пожара во Владимире, церковь Борисоглебская во всех своих частях потерпела громадные повреждения. Повреждены были: крыша на храме, потолок пол окна, рамы, церковные двери; глава деревянная, опаянная белой жестью, все внутренние украшения и утварь. После пожара требовалось как сам храм, так и престолы с жертвенниками и иконостасами исправлять и освятить; взамен сгоревшей утвари – заводить новую. Но это было дело не легкое. Сами прихожане храма потерпели от пожара большое разорение.
В 1789-1790 гг. некоторые разрушения от пожара были исправлены, но для всего исправления средств было недостаточно. Староста церкви – владимирский мещанин Павел Алексеевич сын Луковников обратился с прошением «о зборе на позлащение в вышеписанной Борисоглебской церкви иконостаса и покрытие трапезной Благовещенской церкви, в Суздальской епархии, от доброхотнодателей подаяния», на это прошение разрешение из Суздальской духовной консистории последовало только 17 февраля 1798 года. В это время на сумму доброхотных дателей и благодаря редкой щедрости прихожан, был вызолочен в Борисоглебском храме трехъярусный столярной работы, с колоннами, иконостас, устроенный во вкусе времени Императрицы Екатерины II и имеющий весьма близкое сходство с иконостасом (в миниатюре) Владимирского Успенского собора.

2. Староста (ктитор) храма Андрей Луковников, мещанин (1810).
Приход Борисоглебский с 1829 года состоял главным образом из служащих в духовном и гражданском ведомстве чинов и канцелярских служителей. В приходе не было приписанных церквей, часовен, а также никогда не бывало ни при церкви, ни в самом приходе училищ частных и школ иконописных.

В 1839 г. священно и церковнослужителями с приходскими людьми донесено, что по недостаточности средств, храм пришел в совершенную ветхость: в Благовещенском приделе свод растрескался и грозил падением. Вследствие этого Парфений, Архиепископ Владимирский и Суздальский, приняв во внимание ветхость церковного здания, «возымел было намерение церковь Борисоглебскую закрыть». Но явился Андрей Никитич Никитин, и воле Архипастыря не суждено было прийти в исполнение. Сделавшись прихожанином Борисоглебского храма и посвятив себя на служение ему в должности церковного старосты, пот. почт. гражданин и 1-й гильдии купец А.Н. Никитин был истинным благотворителем церкви и, не жалея своих достояний на украшение храма, он не желал объявлять о своих пожертвованиях, руководясь в своей обширной и разнообразной благотворительности словами Спасителя: «когда творишь милостыню, не труби перед собою как делают лицемеры, и пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Матф. 6, 2-3).
Так, имея в распоряжении церковных денег только один 50-ти рублёвый билет сохранной казны, который, на основании духовного завещания умершей в марте 1839 г. вдовы титул. сов. Екатерины Степановой, должен быть употреблен на устроение придельного в Борисоглебском храме иконостаса, староста А.Н. Никитин 7 июля 1841 года обратился к Архиеп. Парфению с прошением: «о дозволении в придельном Благовещенском той церкви храме по приложенному при прошении рисунку устроить, вместо ветхаго, новый иконостас и вызолотить оный на собственное его, Никитина, иждивение, с допущением к производству работ московскаго мещанина, Т. Ст. Воробьева». 9 марта 1844 г. Никитин снова обратился к Архиеп. Парфению с прошением: «о дозволении около той церкви выстроить кирпичную с железными решетками на собственное его иждивение ограду», а 4 апреля 1844 г. Никитину, вследствие его прошения, Парфением было дозволено в холодной Борисоглебской церкви «расписать стены живописью на собственное его иждивение с допущением к производству работы Ярославской губернии Норской слободы мещанина Михаила Иванова Швецова». 13 апреля 1844 г. его сын, Александр Андреевич Никитин, обратился с прошением к Арх. Парфению «о дозволении в Борисоглебской церкви столярную и резную работу иконостаса возобновить и весь вызолотить; киоты за клиросами позолотить и устроить вновь над плащаницею балдахин также с позолотою на собственное его, Александра Никитина, иждивение с допущением к производству работ московскаго мещанина Тимофея Степанова Воробьева».
Таким образом А.Н. Никитин на собственные средства в период с 1839 г. по 1850 г. храм Борисоглебский восстановил и даже благолепно украсил.
3. А.Н. Никитин был старостой (ктитор) в церкви с 1839 г. по 1849 г.
4. В 1849 г. А.Н. Никитин оставил должность церковного старосты, вследствие принятия им на себя разных построек в Москве и Киеве; а на его место был избран старостой церкви пот. поч. гражданин, Владимирский 1-й гильдии купеческий сын, Александр Андреевич Никитин (состоял старостой церкви с 1850 г. по 1867 г., в котором 31 октября скончался). В феврале 1850 г. «снесена ветром глава с придельной Благовещенской церкви и изломан крест, обитый листвою медью», в том же году Алесандром Андреевичем, согласно резолюции Парфения, «устроена глава и водружен крест с соблюдением благолепия». 23 июня 1856 г. А.А. Никитин обратился к Иустину, Епископу Владимирскому и Суздальскому, с прошением «устроить помещение (под колокольней между двумя столбами с северной стороны, не изменяя ее вида) для постояннаго жительства в оном церковнаго сторожка, в алтаре придельнаго храма оной церкви стены оштукатурить и выкрасить, в трапезе оной церкви живопись возобновить, равно и стены раскрасить, принимая устройство всего этого на собственное свое иждивение». В июне 1858 г. А.А. Никитин писал Епископу Иустину следующее: «Так как во многих местах Борисоглебской церкви внутри и снаружи ея обветшала штукатурка в особенности на шпильце колокольни; в теплом приделе оной церкви живопись и стены от давности времени и топки печей потеряли надлежащий вид; в проходе из онаго придела в холодную церковь арочная дверь пришла в ветхость; низ стен холодной церкви, покрытый масляною краскою, обветшал от сырости», то прошу «дозволить мне на собственное мое иждивение вышепрописанные недостатки исправить, не вводя церковь ни в какия издержки; свер сего прошу дозволить мне, если встретится необходимость, для прочности шпилец колокольни обить железом и оный окрасить под один цвет с церковию и колокольнею», на что последовало разрешение.

5. Александр Андреевич Никитин скончался 31 октября 1867 г. А.Н. Никити снова стал старостой (ктитор) в церкви с 1867 г. по 1887 г., в котором он скончался 28 ноября.
Тихонравов Михаил Леонтьевич – сын причетника, окончил курс во Владимирской дух. Семинарии с званием студента в 1858 году. По окончании семинарского курса, в продолжение почти 3-х лет трудился над образованием юношества, имея в различных семействах частные уроки за небольшое вознаграждение. 19 марта 1861 года рукоположен был во священника к Покровскому женскому монастырю в г. Суздале. Здесь в продолжение 4-х лет обучал в своем доме детей граждан грамоте и закону Божиему. С 1867 по 1870 год, по выбору духовенства, состоял членом правления Суздальского духовного училища. 4 мая 1872 года переведен в настоятели Борисоглебской церкви г. Владимира. Во Владимире, кроме должности члена совета епархиального женского училища, последовательно проходил должности члена ревизионного комитета и члена правления мужского духовного училища. В 1876 г. назначен был членом епархиального попечительства о бедных духовного звания. Скончался 27 мая 1888 г.

В 1867 году в октябре умер Владимирский Городской Голова и Андрей Никитич Никитин вступил в должность Городского Головы и снова посвятил себя на служение Борисоглебскому храму в должности церковного старосты.
Уволен из духовного звания по прошению Владимирской Борисоглебской церкви дьячок Дмитрий Дроздов, 12 июня 1869 г.
12 декабря 1870 г. Владимирской Борисоглебской церкви протоиерей Михаил Виноградов, согласно его прошению, уволен от должности Члена Попечительства.
9 августа 1873 г. А.Н. Никитин обратился к Иакову, Епископу Муромскому, Викарию Владимирской епархии, с просьбой: «о дозволении переделать наружныя двери паперти; поправить штукатурку, обвалившуюся в некоторых местах, окрасить снаружи всю церковь и окрасить также на оной кровлю, не касаясь кошельковой церковной суммы», на что последовало разрешение, и все означенное Никитиным было приведено в исполнение в том же году.
При наступлении новой реформы духовенства так же, как и в 1839 году, угрожала опасность закрытия Борисоглебского прихода; но благодаря посильной помощи Андрея Никитича, означенная реформа не коснулась этого прихода.

«Борисоглебская, рядом с Николо-Кремлевской, на парадной площади, маленькая русской архитектуры, темно-желтаго цвета, окружена садиком, внутри похожа на домовую; чистая, приходская генерал губернатора» (Субботин А.П., 1877).
Пожертвован был, в 1870 и 1878 гг. Государственный непрерывно-доходный билет на сумму 1000 р. прихожанином сей церкви купцом Семеном Федоровичем Сусловым, а в 1876 году пожертвованы были четыре билета Государственного Банка, но 100 р. каждый, на сей же предмет, другим прихожанином Владимирским мещанином Николаем Ивановичем Луковниковым.
В 1878 г. объявляется признательность Епархиального Начальства неизвестному благодетелю, за пожертвование в церковь 5% банкового билета в 100 руб., а также Владимирскому купцу Николаю Луковникову, за пожертвование в церковь серебро-позолоченного ковчега для хранения Св. даров в 165 руб.

Во Владимире, при каждой приходской церкви в старину было кладбище, на котором почившие прихожане обыкновенно и погребались. И при Борисоглебской церкви было кладбище, которое вместе с другими приходскими кладбищами гор. Владимира было закрыто после того, как для погребения умерших было отведено за городом особое место, на котором в 1785 г. была построена небольшая Князь Владимирская церковь с такой же колокольней. В 1887 г. при заложении нового придела во имя Св. великомученицы Зинаиды с правой стороны Борисоглебской церкви, а также при постройке двух флигелей по обеим сторонам папертей в 1891 г., было отрыто много костей и черепов человеческих. В 1901 г., при устройстве духовой печи землекопами было вырыто на глубине 2-2.5 м. много гробов, в которых оказались черепа и человеческие кости.

В 1887 г. 5 июля был заложен с правой стороны Борисоглебского храма придел во имя св. мученицы Зинаиды, на сумму, пожертвованную прихожанкой Зинаидой Васильевной Архангельской. В 1887 г., не дождавшись окончания постройки заложенного придела, скончались: 5 января жертвовательница на постройку придела – жена отставного капитана Зинаида Васильевна Архангельская, 28 ноября – ктитор Борисоглебского храма Андрей Никитич Никитин, в мае 1888 г. – их духовник, священник Борисоглебской церкви Михаил Леонтьевич Тихонравов.

6. В январе 1888 г. вступил в храм церковным старостой сын умершего Андрея Никитина, Андрей Андреевич Никитин, который не отстает от отца и брата своих и также достойно продолжает посвящать свои труды благоукрашению этого храма.
В феврале 1888 г. помощником церковного старосты избран и утвержден Епархиальным Начальством Николай Иванович Луковников. Поводом к открытию этой должности послужило устроение Андреем Никитичем, в 1881 году, в имении своем на фабрике Товарищества Лемешинской мануфактуры А. Никитина (пос. Оргтруд), в 14 верстах от гор. Владимира, каменного храма во имя св. Андрея Стратилата, при котором Андрей Никитич был избран и учрежден старостой.

8 июня 1888 г. был определен священником в Борисоглебский приход, преподаватель Владимирской духовной семинарии Василий Орлов с сохранением преподавательской должности. При самом начале служения о. Василия, его попечением, при содействии церковного старосты Никитина и весьма значительных пожертвованиях прихожанина отставного капитана Феодора Григорьевича Архангельского (завещал перед смертью свой капитал на постройку храма Архангела Михаила на Студеной горе), был построен и приведен в благолепный вид новый придел во имя св. мученицы Зинаиды, который 2 октября 1888 года был торжественно освящен архиепископом Владимирским и Суздальским Феогностом. Благовещенский придел, бывший прежде тесным, значительно расширился и был внутри благолепно украшен. Ежегодные доходы, как церковные, так и причтовые, по всем отраслям, при стараниях и заботах о. Василия, получили весьма значительное приращение, как это можно видеть из приходо-расходных книг.
«Адрес, поднесенный от причта и прихожан Борисоглебской в г. Владимире церкви благотворителю своего приходского храма, Федору Григорьевичу Архангельскому.
Достопочтеннейший Федор Григорьевич!
Почившая Ваша супруга Зинаида Васильевна завещала значительную сумму на устройство нового придела в нашей Борисоглебской церкви и на обеспечение в содержании причта и церкви. Да будет ей за сию жертву вечная память!
Означенная воля покойной супруги Вашей нашла в Вас, достопочтеннейший Федор Григорьевич, высокого и достойнейшего ее исполнителя. Вы не остановились только на том, что пожертвованную сумму передали сполна по назначению,— нет, Вы во все время производства работ по устройству нового придела постоянно следили за ходом их; Вы с любовию внимали тому, на что пожертвованной суммы оказалось недостаточно и что способствовало внутреннему и наружному благоустройству нашего храма; на этот раз Вы явили помощь, сделав с своей стороны значительные в пользу нашей церкви пожертвования. Так, при посредстве Ваших пособий в настоящее время окончен постройкой и приведен в благолепный вид новый придел во имя святой мученицы Зинаиды; единственно на Ваши средства приобретены, вместо двух ветхих и дребезжавших колоколов, два новые благозвучные, при гораздо большем весе; Вашими также средствами пополнилась церковная библиотека богослужебными книгами.
Благочестивый Попечитель и Украситель святого храма нашего, Федор Григорьевич! Верим, что в настоящее время Вашему сердцу отрадно видеть венец совершившегося; но вместе с Вами и нас соприхожан истинно радует, что в лице Вашем явился новый радетель и украситель храма нашего. Вам конечно небезызвестно, Федор Григорьевич, что наш храм своим благоустройством и украшением всецело обязан роду Никитиных, издревле посвятивших себя на служение ему в должности церковных старост; было время, когда наш храм по недостаточности средств пришел в совершенную ветхость, так что предполагалось закрыть его. Но. благодарение Богу, явился незабвенный Андрей Никитич Никитин прихожанином, и храм наш восстановил и украсил собственными средствами. И второй раз, при наступлении новой реформы духовенства, также угрожала опасность закрытия нашего прихода; но благодаря мощной энергии и посильной помощи того-же Андрея Никитича (да будет ему вечная память!), означенная реформа не коснулась нашего прихода: наш церковный причт получил в то время должное обеспечение. Ныне преемник его, Андрей Андреевич Никитин, избранный нами в должность церковного старосты, не отстает от предков своего рода и также достойно продолжает посвящать свои труды благоукрашению нашего храма и обеспечению его причта.
Все это нас, прихожан церкви Бориса и Глеба, сугубо радует, что по молитвам святых угодников Господь Бог посылает сильных ревнителей о нашем храме, которые своим попечением и жертвами обеспечили церковный наш причт и храм. Таким образом благоукрашенный наш храм, при усугубившейся Вашей жертве, долго—долго будет сиять благолепием и вмещать в себе большее число молящихся.
Проникнутые в настоящее время столь радостным христианским чувством, мы считаем священною обязанностью принести Вам публично нашу сердечную благодарность за все Ваши жертвы и труды, и вместе с тем искренно верим, что Господь Бог, Всевышний Мздовоздаятель, наградит Вас в будущей жизни за это святое и высокое дело: залогом сего является всеобщая молитва в храме зе его создателей и благотворителей.
Примите-же от нас, соприхожан с Вами, достопочтеннейший, Федор Григорьевич, эти благодарные чувства, выраженные купно с Настоятелем нашего Борисоглебского храма отцом Василием, церковным старостой Андреем Андреевичем Никитиным и его ближайшим в делах церкви сотрудником Николаем Ивановичем Луковниковым, чрез преподносимый адрес! Да послужит он в знак сердечной нашей к Вам признательности и глубокого уважения! Все мы молимся и молить будем Господа Бога, чтобы Он наградил Вас преуспеянием во всех добрых делах Ваших, подкрепил Ваши силы и продлил Вашу жизнь на многия лета.
(Следуют подписи)» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 22-й. 1888).
В 1892 г. церковный староста А.А. Никитин, проникнутый благодарностью к прихожанам почившим Феодору Григорьевичу († 22 октября 1890) и Зинаиде Васильевне († 5 января 1887) Архангельским, за сделанные с их стороны значительные в пользу церкви пожертвования, просил разрешить, не касаясь кошельковых церковных сумм, на обновление холодной Борисоглебской церкви. Разрешение последовало, и храм весь был обновлен изнутри, в 1895 г. на его средства был вызолочен иконостас в Благовещенском приделе, освящение которого было совершено накануне храмового праздника – 24 марта (эта работа стоила Андрею Андреевичу около 1000 руб.), а вовне устроены с обеих сторон паперти – два каменные флигеля, покрытые железом: один, с двумя окнами на парадную площадь, теплый с южной стороны для помещения церковного сторожа, а другой с одним окном – холодный с северной стороны для склада в нем дров и прочих деревянных материалов. Словом, храму, в который ведут два входа: западный со стороны Большой улицы и южной против южных алтарных дверей Борисоглебского престола, во всех отношениях, извне и внутри, придано высокое благолепие. Им пожертвованы в церковь в 1886 г. венцы, употребляемые при совершении бракосочетания, стоимостью 200 руб.
14-го ноября 1898 г. Н.И. Луковников умер. С 1899 г. помощником старосты был Сергей Семенович Суслов, владимирский мещанин. Представителями от прихожан, согласно Высочайше утвержденной инструкции, избраны и утверждены, в 1899 г., коллежские асессоры: Василий Иванович Клиентов († 10 авг. 1905) и Алексей Иванович Критский.
Число прихожан небольшое. По исповедным книгам Борисоглебской церкви за 1899 год всех домов значится 62, жителей же обоего пола 488 человек.
По сословиям они разделяются: на духовных обоего пола - 32; на военных - 99; на статских - 172; на купцов, мещан, цеховых и проч. городских обывателей - 107; на крестьян - 78. Все православные живут в городе Владимире.
В 1901 г. на средства благотворителей в храме устроено было духовое отопление.

Борисоглебская церковь славилась своим хором, в котором пели воспитанницы Александринского детского приюта (открыт в 1842).

В храме было три престола. Первый главный во имя святых Благоверных Князей Бориса и Глеба. Церковь связана с трапезой, отделяясь от которой только аркой. Иконостас главного храма был трехъярусный, столярной работы, с колоннами; резьба, колонны, карнизы и рамы около икон позолочены на полимент червонным золотом. Второй престол придельный, с северной стороны, в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Третий престол придельный с южной стороны во имя св. мученицы Зинаиды. Иконостасы в обоих приделах одноярусные, деревянные, вызолоченные и с резьбой. В Борисоглебском храме по древности и драгоценности замечательны (в нач. ХХ века) следующие иконы: а) в главном храме позади правого клироса образ святых Благоверных Князей Бориса и Глеба; на одной доске среди свв. мучеников изображен св. равноапостольный Князь Владимир; б) в Благовещенском приделе храмовая икона Благовещения Пресвятой Богородицы; в) икона Тихвинской Божией Матери; г) в Зинаидском приделе икона Иверской Божией Матери; д) в Зинаидском приделе икона св. священномученика Власия, еп. Севастийского. Кроме этих древних и ценных икон на углах клиросов главной церкви находились две металлические хоругви с изображением: на одной – Восстание от гроба Иисуса Христа и Святителя Николая, на другой – Богоявление и Казанской Божией Матери.
Наружный вид церкви Бориса и Глеба не представляет каких-нибудь особенностей архитектурного свойства. Из внешних орнаментальных украшений, по изяществу рисунка, вполне достойны внимания наличники окон и особенно наличники входных дверей. Квадратный столб в два света завершен четырехсторонним куполом с четырьмя, так называемыми, волоковыми окошками, каменная шейка с просветами и грушевидная, крытая железом глава с прорезным крестом. Алтарь полукруглый, выступом, с тремя окнами. Притвор, в связи с церковью и колокольней, покрыт в два ската.
Колокольня – столпообразной формы с шатровым верхом, наподобие царской конусообразной шапки. В середине колокольни устроена комната для библиотеки с 2 небольшими окнами с южной и западной стороны. В ярусе у колоколов 8 пролетов. В старину внизу колокольни были проходные св. врата.
На колокольне в нач. ХХ века находились 7 колоколов. «В самом большем весу 208 п. 39 ф. Общий вес колоколов более 300 пудов.
В вышину холодная церковь с главою и крестом имеет 12 саж. 2 ар., а теплая 3 саж. 1 арш. 12 вер. Длина холодной церкви 6 саж. 2 арш. 8 верш., в том числе 2 саж. 2 аршина 8 верш. Длина алтаря. Теплая церковь имеет в длину 4 саж. 2 арш. 8 вер., паперть 3 саж. 12 верш. Длина же всей церкви 14 саж. 2 арш. 12 верш.
Вышина колокольни с главою и крестом 12 саж. 2 арш. 12 верш.
Храм окружен каменною с железной решеткой оградою, устроенною в 1844 г., пространством 55 саж. 2 саж. Х 35 саж. 2 арш.

Библиотека церковная не велика и состояла из книг святоотеческих, духовного содержания, духовных журналов и богослужебных. Книг старопечатных до никоновской печати здесь в ней не было; не было и рукописных документов – грамот, актов.
Прилегающая к Борисоглебской церкви улица носила от нее название Борисоглебской (Борисоглебский переулок).
Приход Борисоглебский с 1829 г. состоял главным образом из служащих в духовном и гражданском ведомстве чинов и канцелярских служителей. В приходе не было приписанных церквей, часовен, а также никогда не бывало ни при церкви, ни в самом приходе училищ частных и школ иконописных. Число прихожан небольшое. По исповедальным книгам Борисоглебской церкви за 1899 год всех домов значится 62, жителей обоего пола 488 человек: духовных обоего пола – 32, военных – 99, статских – 172, купцов, мещан, цеховых и проч. городских обывателей – 107, крестьян – 78.

Из исторических источников мы знаем, что причта при храме Бориса и Глеба положено было: священник, диакон, дьячок и пономарь. Потом причт состоял из: священника, диакона и пономаря. По увольнении дьячка в 1869 г. и по смерти диакона в 1875 г., согласно Высочайше утвержденной реформе, объявленной в июле 1876 года, и по следующей реформе 1885 года было два члена причта: священник и псаломщик. С конца 1887 г., вследствие ходатайства прихожан и согласия священника о. Тихонравова, открыт трехчленный штат причта: священник, диакон и псаломщик.
1. Первый священник каменной Борисоглебской церкви о. Евгений Михайлов (1755-1785 гг.). «В оной де Борисоглебской церкви имеется иконостас и в нем святые иконы некоторыя ветхи, да к тому ж оной (иконостас) в 1783 году июля 3 числа опалило молнией, повседневный же колокол расшибся». На этом прошении резолюция Преосвященного Виктора, Епископа Владимирского и Муромского: «27 июля 1784 г. дозволяется в Борисоглебской церкви иконостас и святыя иконы возобновить и расшибленный колокол променять». По ревизии значится: «Священник Евсевий Михайлов, 67 лет, в 1802 году умер».
2. Священник Андрей Васильев (1785-1798 гг.). В 1798 г. переведен к Благовещенской города Киржача церкви.
Хорошими иконописцами были два диакона — Борисоглебской церкви Ефим Михайлов и архиерейского дома Андрей Михайлов Назаретский; ими в 1810 году возобновлены старинные иконы в Николо-Галейской города Владимира церкви.
3. Священник Михаил Петров Роборовский (1798-1830 гг.). В 1798 г. переведен к Борисоглебской церкви от Благовещенской церкви города Киржача.
4. Священник Иоанн Петров Сиротинский (18 марта 1830-1837 гг.). Обучался во Владимирской дух. Семинарии, затем в Петербургской академии (магистр в 1828). в 1825 г. назначен во Владимир на класс словесности и гражданской истории. В 1834 г. комиссия дух. Училищ уволила Сиротинского от занимаемого им при семинарии места «за болезнью», 29 июля 1837 г. умер.
5. Священник Александр Сергеев Миславский (1837-1840 гг.).
6. Протоиерей Михаил Петрович Виноградов (18 июня 1840-1872 гг.). Награжден был: «набедренником, фиолетовою скуфьею, камилавкою, наперсным крестом, от Св. Синода выдаваемым». В 1854 г. был законоучителем во Владимирском Александринском детском приюте. В 1866 г. возведен на степень протоиерея. В 1872 г. перемещен в Суздальский Покровский девич. монастырь.
7. Священник Михаил Леонтьевич Тихонравов (1872-1888 гг.), причетнический сын, родился в с. Иванове Шуйского уезда. По окончании Владимирской духовной семинарии в 1858 г. со степенью студента, 19 марта 1861 г. рукоположен во священника к Суздальскому Покровскому дев. м-рю. 4 мая 1872 г. переведен в Борисоглебскую церковь. Награжден: «набедренником, фиолетовою скуфьею и камилавкою». По утверждении в нач. 1874 г. штата церкви, настоятелем ее назначен о. Тихонравов. В 1887 г. при храме открыта штатная диаконская вакансия, произведена по совместному желанию прихожан с согласия своего настоятеля. Скончался в г. Владимире 28 мая 1888 г.
«В кладбищенское Попечительство при Князе-Владимирской церкви в г. Владимире врача Владимира Михайловича Тихонравова (1880 г.р.)
Заявление
Честь имею сообщить, что на могиле моего отца — священника Борисоглебской г. Владимира церкви Михаила Леонтьевича Тихонравова была деревянная ограда, которая в течение 20 лет возобновлялась 2 раза братом моим Клавдием Михайловичем Тихонравовым.
В 1908 году мною была заказана в конторе Совета Владимирского городского кладбищенского Попечительства железная ограда вместо старой деревянной. За устройство железной ограды с окраской и постановкой мною заплачено в контору владимирского городского кладбищенского Попечительства 65 рублей 30 копеек и за семь камней — 7 рублей — всего 72 рубля 30 копеек. В 1909 году за дерновину и очистку кладбища отдано мною 4 рубля.
Кладбищенское место принадлежало отцу моему Михаилу Леонтьевичу Тихонравову и его брату Ефиму Леонтьевичу. На кладбище схоронены, кроме моего отца Ефима Леонтьевича в 1871 году его первая жена Евдокия Семеновна, вторая Олимпиада Дмитриевна, двое детей и внук моего отца.
После смерти моего отца схоронили на нашем кладбище одного утопленника. А 5 апреля сего года схоронили какого-то чиновника. Может быть, схороненные являются какими-либо отдаленными родственниками второй жены Ефима Леонтьевича Олимпиады Дмитриевны; детей у Ефима Леонидовича не было; родственники же нам совершенно неизвестны. По словам моей мамаши, 16 июня сего года на кладбище — могиле моего отца — ее встретили родственники схороненного чиновника от 5 апреля 1910 и удивились, на каком праве была поставлена железная ограда, так как место принадлежит им; мамаша так и не была пущена в ограду.
Покорнейше прошу выяснить, кто был схоронен в кладбище, принадлежащем братьям Ефиму и Михаилу Тихонравовым, и как возможно избежать сложившихся неприятных обстоятельств.
С своей стороны могу предложить, не найдется ли возможность совершенно выделить из ограды могилу от 5 апреля 1910, а ограду около могилы моего отца перенести на другую сторону в сторону родственников Тихонравовых (семейство Василия Яковлевича Тихонравова). Покорнейше прошу о последующем уведомить по адресу: г. Владимир, 2-я Ильинская, дом Дмитревской, Юлии Петровне Тихонравовой.
Врач Вл. Тихонравов. 6 сентября 1910».
8. Протоиерей Василий Матвеевич Орлов (1888-1902 гг.), причетнический сын, родился в с. Полиносове Александровского уезда, обучался во Владимирской дух. семинарии и затем в Московской дух. Академии (окончил со степенью кандидата богословия и с правом на получение степени магистра без устных испытаний). 17 июля 1875 г. был определен преподавателем в Воронежскую дух. семинарию по греческому языку, 21 февраля 1877 г., по прошению, перемещен преподавателем в Владимирскую семинарию на класс греческого языка, на этой должности был до 18 сентября 1902 г. 8 июня 1888 г. определен на священническое место к Борисоглебской церкви, с оставлением за ним должности преподавателя семинарии. Был награжден: «набедренником, фиолетовою скуфьею, камилавкою и наперсным крестом, от Св. Синода выдаваемым». 20 мая 1901 г. возведен на степень протоиерея.
9. Священник Димитрий Флегонтович Гиляревский, студент Владим. семинарии. 20 сентября 1902 г. определен священником Борисоглебской церкви.
25 сентября 1905 г. в Борисоглебской церкви г. Владимира, по случаю исполнившегося сто-пятидесятилетия ее, была совершена литургия Преосвященнейшим Никоном, Епископом Владимирским и Суздальским, в сослужении Ключаря собора, прот. Евгенова, благочинного церквей г. Владимира прот. И. Красовского, бывшего настоятеля храма, прот. Вязниковского собора В. Орлова и нынешнего настоятеля священника Д. Гиляровского. По заамвонной молитве Его Преосвященством было сказано слово на текст: «дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний» (Пс. 92, 5), в котором Владыка выяснил смысл настоящего торжества, показал значение храма для православного христианина, как дома молитвы, духовной врачебницы и училища благочестия и, указывая на то, что в древние века христианства и в церкви ветхозаветной при храме существовали различные благотворительные учреждения, где бедные и богатые находили себе приют и помощь, убеждал слушателей помогать от своих избытков всем неимущим прихода. После литургии был отслужен благодарственный молебен, с провозглашением многолетий.
18 декабря 1913 г. по болезни о. Димитрий Гиляревский был уволен от должности члена Совета Епархиального женского училища. На его место был избран священник Предтеченской церкви о. Иоанн Уваров.
Последним настоятелем храма был отец Дмитрий Борисов.


Большая Нижегородская улица. Кукушкин В.Г. 1876-1881 гг.
С левой стороны дом Дворянства, обращенный в госпиталь “Красного Креста”, для помещения раненых воинов. Справа вдоль Большой Нижегородской улицы Малый бульвар с деревянной оградой и лавками; часть плаца, в глубине Борисоглебская церковь с шатровой колокольней, без правого Зинаидского придела; ярусная колокольня Николо-Кремлевской церкви (1769); главка Рождественского собора (в перестройке 1868, снес. 1930). По сторонам улицы керосиновые фонари, чугунные столбики ограждения (слева).
Надписи: На паспарту наклейка: “…Вправо за аллеей, идущей от Владимирской часовни, виднеются церкви Борисоглебская, Никольская и Рождественская и часть Губернаторского дома, бывшего неоднократно дворцом во время Высочайших путешествий Государя Николая I и ныне благополучно царствующего Императора Александра Николаевича”.

По центру Дом Дворянского Собрания, правее церковь Бориса и Глеба.


Накануне сноса, в 1929 г., эту церковь зарисовал художник П. Розанов. На его акварельном рисунке хорошо видна не только церковь, но и ограда, и наличники окон.

Убрус происходит из Борисоглебской церкви Владимира. XIX в.
Фольга, золото, металл, серебро, камни, стекла, жемчуг, перламутр, бисер, канитель, шнур золотной, бумага, шитье.

В 1920 г. церковно-приходской совет во главе со священником Дмитрием Борисовым заключил договор на пользование храмом. Прихожан, пожелавших пользоваться храмом, оказалось 400 человек - как раз столько, сколько в нем помещалось. В 1922 г. Борисоглебского храма коснулось изъятие ценностей в Помгол - 26 мая было изъято 29 фунтов 36 золотников.
16 октября 1925 г. в церкви зарегистрировалась община. Но уже через три года она оказалась под угрозой. 14 ноября 1928 г. состоялось антирелигиозное собрание сотрудников губернского отдела труда. Собрание носило характер антирелигиозной декларации, и «пожеланием трудящихся» было закрытие трех церквей в центре города - Борисоглебской, Пятницкой и Николо-Златовратской, так как «это откроет новые пути для углубления культурной революции». Собрание постановило: «Не ограничиваясь общими выводами, ходатайствовать перед президиумом губисполкома о закрытии в первую очередь церквей, именно “Борис и Глеб”, “Пятница”, “Никола Златовратский” как расположенных в центральной части города и мешающих спокойному и разумному отдыху, звон колоколов которых напоминает старую убогую дореволюционную Россию». 12 декабря с подобным ходатайством выступил административный отдел губисполкома. 4 января 1929 г. на основании этого ходатайства горсовет постановил: «Церковь Бориса и Глеба закрыть и здание передать в распоряжение Горсовета». 3 февраля актом обследования было установлено невыполнение группой верующих договора по содержанию церковного здания: трещины, ветхость, сырость и прочие дефекты. 8 марта губисполком подтвердил постановление горсовета: «Здание церкви Бориса и Глеба какой-либо исторической или художественной ценности из себя не представляет <...>. Договор расторгнуть, а здание снести». Группе верующих предлагалось посещать Троицкую церковь.
7 мая 1929 г. Губисполком постановил на основании акта технического осмотра расторгнуть договор с группой верующих и «срочно обсудить вопрос <...> об опасности дальнейшего использования церкви».17 мая президиум горсовета вынес решение снести здание из-за ветхости и угрозы обвала для публики, гуляющей в саду «Липки».
Однако церковь числилась на учете губмузея и Главнауки как памятник архитектуры. Поэтому потребовалось их согласие. 10 июня 1929 г. Главнаука дала согласие на снос, но с условием сохранить «весьма интересный иконостас в стиле “рококо” <.. .> для экспорта в целом или частями <...>. Отдельные детали этой вычурной и очень искусной резьбы (рамы, двери, колонны) должны быть сохранены музеем». Однако еще прежде разрешения Главнауки горкомхоз уже начал разбирать церковь.
Прорабом назначили Алексеева. Сначала строился временный забор вокруг места работ. Проходы в церковь закрывались наглухо. Затем следовала внутренняя разборка, раскрытие крыши со спусканием материала на ограждённую площадь, разборка перекрытий на приделах, шейки главы с лесов со спуском кирпича по лотку. Свод проваливался внутрь. Стены разбирались с внутренних лесов, со спуском кирпича по лотку. Внизу кирпич очищался и складывался в клетки. Колокольню роняли так же, как в уже описанном случае: с поджиганием подведённых в кладку деревянных стоек. Падать она должна была по направлению Музейной улицы. Фундаменты выбирались, ограда снималась и сохранялась, а весь полученный материал поступал в распоряжение горкомхоза. И обязательно включался пункт об ответственности и опытном техническом персонале.
11 октября 1929 г. горсовет торопит разборку здания. Одновременно разбиралась Сергиевская (Красная) церковь. Разборку их планировалось закончить к 25 октября: «Кирпич вывезти на новую стройку в поселок при фабрике “Пионер”. Булыжный камень - на ул. Сакко и Ванцетти. Старый щебень вывезти во двор горэлектростанции. Мусор вывезти на ул. Варваринский проезд и Летнеперевозинскую». После разборки Борисоглебской церкви материалом распорядились по-хозяйски: часть продали, часть отвезли на склад, а большую часть на объект работ», то есть использовали для новостройки.
«На благоустройство гор. Владимира будет затрачено этим летом 45000 руб… На месте снесенной церкви Бориса и Глеба и против бань № 2 открываются детские площадки. В Липках и около памятника Ленину разбиваются цветники. В Липках будет отремонтирован фонтан. Кроме того, намечается благоустройство Козлова вала» («Призыв», 2 марта 1930).
В парке «Липки», на месте храма и кладбища при нем была устроена детская площадка с каруселями.


Парк «Липки», детская площадка. Фото из архива Галины Пухлимской.

Церковь стояла в начале одноименного переулка - Борисоглебский переулок. С 1927 г. - улица Музейная.
Храмы, монастыри города Владимира.
Ул. Большая Московская.
Категория: Владимир | Добавил: Николай (06.05.2015)
Просмотров: 5461 | Теги: церковь, Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru